Требования к оформлению работы по самообразованию
Материалы оформляются в отдельной папке по следующей форме:
- пояснительная записка (обоснование выбора темы, цели, задачи) сроки самообразования;
- план-график самообразования с указанием сроков творческого отчёта (презентации опыта);
- повышение теоретического уровня;
- применение теоретических аспектов в практической деятельности;
- эффективность самообразовательной деятельности;
- используемая (изучаемая) литература;
- приложения: аналитические и практические материалы по теме самообразования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В пояснительной записке даётся обоснование необходимости организации самообразовательной деятельности именно по данной тематике («в чём проблема?»), т.е. доказательно даётся ответ на вопрос: «Что я хочу освоить и почему?».
ЦЕЛЬ.
Цель – это опосредованное указание на результат самообразовательной деятельности, к которому направляются усилия педагога. Цель, желательно, определить одну.
Пример:
Повышение профессионального уровня по проблеме…
Овладение умениями для решения проблемы…
Изучение … технологии и создание условиё для её применения на уроках …
Повышение качества образования по … через организацию …
ЗАДАЧИ
Формирование задач – это конкретизация поставленной цели, определение алгоритма действий для достижения поставленной цели. Это и есть ответ на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи должны соответствовать цели, содержанию, методам предполагаемой деятельности.
Пример:
Оказать …
Отработать …
Организовать …
Создать условия …
Внедрить …
Проанализировать …
Презентовать ...
СРОКИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Для организации самообразовательной деятельности определяются реальные сроки: от года и до 2-х, 3-х лет,необходимые для качественного изучения выбранной темы, её методической и практической апробации.
Если продолжается работа по теме, то составить план-график на текущий учебный год (запланировать больше практической апробации темы). Папка должна содержать все наработки за прошлый учебный год.
ПЛАН-ГРАФИК САМООБРАЗОВАНИЯ
План-график самообразования предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. Основные компоненты – это направление деятельности на протяжении всего периода самообучения.
Примерный план-график по самообразованию педагога:
Этапы
|
Сроки
|
Содержание деятельности
|
Результат (практический выход)
|
|
|
В качестве этапов можно определить:
- подготовительный: изучение и анализ научно-методической литературы по теме, встречи с заместителем директора, методистами, опытными педагогами и т.д., диагностика исследуемой проблемы на начальном этапе деятельности и др.;
- основной: соединение теории и практики, определение собственного пути разрешения данной проблемы, практическая апробация и др.;
- заключительный: подведение итогов, презентация материала по изучаемой теме.
Сроки прописываются в каждом этапе и в подэтапах, если педагогу необходимо было определить подэтапы.
Содержание самообразовательной деятельности раскрывается последовательно, в соответствии с этапами и подэтапами плана-графика.
К планированию содержания деятельности можно отнести на различных этапах реализации отбор и обобщение необходимой литературы, ознакомление с новыми педагогическими технологиями, посещение уроков опытных педагогов, отбор методов и приёмов организации эффективной урочной деятельности, разработка технологических карт, алгоритмов, памяток по теме, моделирование деятельности ученика, учителя … и др.
Можно указать методы и формы самообразовательной работы: беседа, дискуссия, выступление, обмен опытом, анализ деятельности на различных промежутках, систематизация теоретического и дидактического материала, изучение, обобщение, внедрение изученного опыта, диагностика, анкетирование, описание, оценка деятельности, составление рекомендаций, практические мероприятия (уроки и другие занятия), выставку и т.д.
Результат – это продукт деятельности в соответствии с этапом реализации самообразовательной программы: составление списка используемой литературы, накопление и систематизация памяток, алгоритмов по данной теме, открытый урок или другое мероприятие на начальном этапе деятельности, создание банка инновационной информации, план по внедрению … в урочную деятельность, издание методических, дидактических материалов, создание методической копилки, медиатеки и т.д.
ПОВЫШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме самообразования, их анализ и отбор для дальнейшего применения.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- участие в семинарах, практикумах, конференциях с презентацией опыта по изучаемой теме, разработка практических материалов, проведение открытых уроков внеурочных занятий, классных и родительских собраний, участие в конкурсных мероприятиях и т.д.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- повышение профессионального уровня, качества образовательного процесса, разрешение проблемных вопросов, положительная динамика …, результативность участия в мероприятиях … и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Указываются все источники, используемые в процессе работы педагога над темой по самообразованию.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ – это выступления, практические наработки и разработки открытых мероприятий.
Оформление начинается с титульного листа, где указывается: учреждение образования, утверждение методическим советом учреждения образования, тема по самообразованию педагога, период её изучения, Ф.И.О. педагога.
Титульный лист
Государственное учреждение образования
«Отрадновская средняя школа Любанского района»
|
УТВЕРЖДЕНО
Протокол от ___№_____ методического совета
ГУО «Отрадновская средняя школа»
|
Тема по самообразованию
«Развивающее обучение на уроках географии как средство развития познавательного интереса учащихся»
Срок изучения сентябрь 2019 – май 2022
Макаревич Инна Ивановна
учитель географии
первая квалификационная категория
2019
Пример оформления "Способы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы"
Государственное учреждение образования
«Отрадновская средняя школа Любанского района»
|
УТВЕРЖДЕНО
Протокол от ___№_____ методического совета
ГУО «Отрадновская средняя школа»
|
Методы и приёмы развития
способов мыслительной деятельности
на уроках русского языка
Срок изучения: сентябрь 2019 – май 2022
Фамилия, имя, отчество,
учитель русского языка и литературы
2019
Пояснительная записка
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.
В традиционном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, прямая подача материала. Однако эффективность обучения повышается, если организовать процесс обучения через активизацию самостоятельной мыслительной деятельности учащегося. В центре должен стоять не учитель, а сам ученик. А учителю необходимо создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Я давно в своей деятельности использую различные способы активизации мыслительной деятельности и пришла к выводу, что это действительно эффективный способ повышения качества образования на уроках русского языка и литературы. При этом появляется возможность оживить урок, сделать его ярким, запоминающимся, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Сегодня важно не только интеллектуальное осмысление материала, но и глубокая эмоциональная реакция, эстетическое наслаждение и развитие воссоздающего и творческого воображения учащихся. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Творческое, продуктивное, а не пассивно-механическое усвоение материала – вот задача, которую необходимо решать на уроках русского языка и литературы, и это связано с очень сложной, многосторонней познавательной деятельностью школьников. И я понимаю, что необходимо иметь максимально полное представление о методах и приёмах работы, которые бы активизировали мыслительную деятельность учащихся.
Цель: повышение качества образования на уроках русского языка и литературы посредством использования методов и приёмов развития способов мыслительной деятельности
Задачи
- Изучить методы и приёмы развития способов мыслительной деятельности
- Овладеть способами применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Презентовать использование методов и приёмов развития способов мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы
Сроки самообразования. 3 года
План-график самообразования
Этапы
|
Сроки
|
Содержание
|
Реализация
|
Результат
|
Подготовительный
|
2019-2020 учебный год
|
Диагностика исследуемой проблемы на начальном этапе деятельности
|
Беседы с коллегами, консультации,
дискуссии
|
Определение собственного пути изучения
|
Изучение фонда имеющейся литературы по данной теме в школьной библиотеке, личной библиотеке, в интернете
Отбор методической литературы и периодических изданий
|
Посещение библиотек
Работа с каталогами
|
Составление списка литературы для дальнейшего изучения
Ксерокопирование необходимого материала
Составление тематического каталога материалов
|
Изучение методической литературы, интернет-материалов
|
Изучение содержания методической литературы и периодических изданий
Чтение
Выделение главного
Выписывание
Анализ
|
Овладение теоретическими знаниями
|
Основной
|
2020-2021 учебный год
|
Изучение опыта по практическому применению методов и приёмов развития способов мыслительной деятельности
|
Посещение уроков
|
Обмен опытом
|
Составление конспектов уроков с использованием методов и приёмов развития способов
мыслительной деятельности
|
Отбор методов и приемов
|
Создание методической копилки
|
Применение в практике (апробация)
|
Использова-ние методов и приёмов развития способов мыслительной деятельности
на уроках
|
Отбор методов и приёмов организации эффективной урочной деятельности
|
Систематиза-ция теоретического и практического материала
|
Пополнение методической копилки разработками уроков
|
Заключительный
|
2021-2022 учебный год
|
Оценка деятельности
|
Анализ
|
Пополнение методической копилки диагностическимиматериалами
|
Презентация материала по изучаемой теме
|
Внедрение изученного опыта
|
Проведение открытого урока с применением методов и приёмов развития способов мыслительной деятельности
|
Подведение итогов
|
Отчет о проделанной работе
|
Выступление на МО
|
Пример оформления папки по самообразованию
Тема по самообразованию «Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы»
Пояснительная записка
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью. Одной из главных задач образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя информационно-коммуникативных технологий.
Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность.
Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям - это картины из прошлого. ИКТ дают возможность оживить урок, сделать его ярким, запоминающимся, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Недостаточное владение компьютером, незнание способов его применения на уроке подтолкнули меня к выбору данной темы по самообразованию.
Цель: повышение качества образования на уроках русского языка и литературы посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Задачи.
- Изучить формы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Овладеть способами применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Проанализировать эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Сроки самообразования. 3 года
План-график самообразования
Этапы
|
Сроки
|
Содержание
|
Реализация
|
Результат
|
Подготовительный
|
2019-2020 учебный год
|
Консультации руководителя МО
Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование)
Изучение фонда имеющейся литературы по данной теме в школьной библиотеке, личной библиотеке, в интернете
Отбор методической литературы и периодических изданий
Изучение методической литературы, интернет-материалов
|
Беседы, дискуссии
Практические занятия. Работа на компьютере.
Консультации учителя-информатики
Посещение библиотек
Работа с каталогами
Изучение содержания методической литературы и периодических изданий
Чтение
Выделение главного
Выписывание
Анализ
|
Владение компьютером на уровне пользователя
Составлен список литературы для дальнейшего изучения
Сделаны ксерокопии необходимого материала
Составлен тематический каталог материалов
Владение теоретическими знаниями
|
Основной
|
2020-2021 учебный год
|
Изучение опыта по применению форм и методов с использованием ИКТ:
Использование готовых электронных продуктов.
Использование мультимедийных презентаций.
Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.
Использование компьютерного тестирования
Составление конспектов уроков с использованием ИКТ
Составление мультимедийных презентаций
Применение в практике (апробация)
|
Посещение уроков
Отбор приемов использования ИКТ на уроках
Моделирование деятельности
Систематизация теоретического и практического материала
Проведение уроков с использованием ИКТ
|
Обмен опытом
Выбраны наиболее подходящие приемы применения КТП на уроках русского языка и литературы (с учетом оснащения кабинетов)
Проведены уроки с применением ИКТ
|
Заключительный
|
2021-2022 учебный год
|
Сертификация как пользователя информационных технологий
Подведение итогов
Обобщение опыта по теме самообразования
Оценка деятельности
|
Анализ
Внедрение изученного опыта
Отчет о проделанной работе
|
Открытый урок с применением ИКТ
Выступление на МО
|
Актуальность темы
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению – гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Задача любого учителя – стимулировать интерес ученика к изучаемому предмету.
В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащихся знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного участника процесса познания, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.
Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, и тем самым повысить эффективность процесса изучения русского языка и литературы.
Таким образом, практический опыт по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является востребованным и перспективным.
Условия формирования темы
Работая над темой самообразования «Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы», я понимала их значимость и эффективность использования. Применяя на уроке методы, позволяющие вызвать глубокую эмоциональную реакцию, получить эстетическое наслаждение, развивающие воссоздающее и творческое воображение, приходилось проводить долгую подготовительную работу, требующую большого количества дидактического материала: таблиц, схем, наглядности. А ведь все это можно сделать ярким, красочным, «живым» и современным, используя ИКТ. Так возникла необходимость использования ИКТ и при подготовке к уроку, и на самом уроке.
Изучив литературу по теме, я пришла к выводу, что современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют учителю большие возможности для эффективной организации обучения, повышения мотивации к изучению русского языка и особенно литературы.
Новизна темы состоит в применении информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы, в разработке и проведении уроков с применением данных технологий, создании учебных ресурсов на основе ИКТ.
Трудоёмкость темы заключается в овладении навыками работы на компьютере, создании и хранении учебных ресурсов с использованием ИКТ, отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации и проведения уроков русского языка и литературы.
Перспективность темы проявляется в том, что, несмотря на достаточную трудоёмкость, данный опыт может быть успешно использован учителями русского языка и литературы при преподавании при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения основами компьютерной грамотности.
Ведущей идей является создание условий для активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы через интеграцию ИКТ в учебный процесс.
Литература
1. Алборова, С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся./ Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Владикавказ, 1999.
2. Богданов, С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» – Москва, 2001.
3. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
4. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.
5. Зубов, А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М.,2004.
6. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.
7. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.,1986.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224с.
9. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,1998.
11. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
12. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. – М.,1982
13. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении – М.,1984
Приложение 1
Приложение 2
Система применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательного интереса учащихся:
этапы
|
направление деятельности
|
содержание деятельности
|
1 этап (подготовительный)
|
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи
|
§ анализ образовательной программы;
§ анализ тематического планирования;
§ выбор тем;
§ выбор типа урока;
§ выявление особенностей материала данной темы.
|
2 этап (созидательный)
|
Подбор и создание информационных продуктов
|
§ подбор готовых образовательных медиаресурсов;
§ создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)
|
3 этап (реализационный)
|
Применение информационных продуктов
|
§ применение на уроках разных типов;
§ применение во внеклассной работе по предмету;
§ применение при руководстве научно-исследовательской работы
|
Совершенствование педагогического мастерства учителей государственного учреждения образования «Отрадновская средняя школа Любанского района» в 2020/2021 учебном году
№ п/п
|
Ф.И.О. учителя
|
Тема самообразования
|
Практический выход
(доклад, урок)
|
Где
заслушивается
|
|
Красюк Николай Юльевич
|
Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках физики с использо-ванием информацион-ных технологий
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Ерошик Валентина Ивановна
|
- Создание проблемных ситуаций через актив-ную самостоятельную деятельность учащих-ся в 9 – 11 классах
|
Открытый урок, публикация в журнале «Биология. Химия»
|
Заседание МО
|
|
Макаревич Инна Ивановна
|
Организация самостоя-тельной работы на уроках географии
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Бежелева Галина Григорьевна
|
Формирование про-фессионально-трудо-вых навыков учащих-ся, позволяющие им достигнуть оптималь-ного уровня самостоя-тельности для адап-тации к новым со-циальным условиям
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Голуб Нина
Александровна
|
Выкарыстанне кам-п’ютарных тэхналогій на ўроках беларускай літаратуры ў 6 і 8 класах
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Гулькоў Егор Андреевич
|
Использование игро-вых технологий на уроках истории в 5 – 8 классах
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Ефимчик Раиса Степановна
|
Решение математиче-ских задач как средство как средство развития критического мышления школь-ников
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
Заседание МО
|
|
Жаврид Раиса Николаевна
|
Работа с учащимися с повышенной мотива-цией к обучению: формирование и раз-витие способностей
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
Заседание МО
|
|
Ленская Ирина Александровна
|
Фарміраванне моўнай кампетэнцыі праз выкарыстанне актыў-ных метадаў і прыёмаў на ўроках беларускай мовы ў 5 – 9 класах
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины», мастер-класс
|
|
|
Мажейко Татьяна Геннадьевна
|
Применение активных методов обучения на уроках физики в 10 классе
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
Заседание МО
|
|
Макаревич Наталья Владимировна
|
Коммуникативные учебные действия и их роль в развитии позна-вательной деятель-ности учащихся
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
|
|
Одинец Галина Александровна
|
Содержание уроков русского языка и лите-ратуры, факультатив-ных занятий как усло-вие и средство раз-вития познаватель ных интересов уча щихся и их способ ностей
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
Заседание МО
|
|
Одинец Мария Викторовна
|
Методика использова-ния методов разно-уровневой технологии на уроках математики в 7 – 9 классах
|
Открытый урок, публикация в журнале «Образование Минщины»
|
Заседание МО
|
|
Трубчик
Валентина
Александровна
|
Активизация мысли-тельной деятельности младших школьников
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Филиповец Игорь Михайлович
|
Развитие двигательных качеств у учащихся 5 – 9 классов посредством игры в футбол
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Чалей Нина Сергеевна
|
Организация учебного сотрудничества младших школьников
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Щербович Анна Петровна
|
Активизация мысли-тельной деятельности младших школьников на уроках литератур-ного чтения
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
|
Юнкевич Юлия Ивановна
|
Использование инфор-мационных техно-логий на уроках немецкого языка
|
Открытый урок
|
Заседание МО
|
раскрыть » / « свернуть