Положение
о наставничестве
Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве в учреждении образования разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогических работников учреждений образования.
2. Положение предназначено для педагогических работников учреждения образования, принимающих участие в реализации системы наставничества.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
- педагог-наставник - высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
- молодой педагогический работник - лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее - молодой педагогический работник).
Цели и задачи наставничества
4. Цели и задачи:
- оказание помощи молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;
- создание условий для становления квалифицированного педагогического работника;
- вовлечение молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;
- адаптация молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования;
- формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
- повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
- снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
- создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
Механизм реализации наставничества
5. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического работника.
6. Наставничество организуется не позднее: семи дней с момента принятия молодого педагогического работника на работу и вводится:
на срок до 1 года – над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования;
на срок до 2 лет – над молодыми педагогическими работниками, не имеющими высшего педагогического образования.
7. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.
Между наставником и молодым педагогическим работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве.
8. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной или воспитательной
деятельности или руководителя предметного методического объединения
9. Заместитель директора по учебной или воспитательной деятельности или руководитель предметного методического объединения:
- совместно с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации готовит список наставников по организации и проект приказа для его утверждения;
- рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества (приложение 2);
- организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы;
- проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников;
- совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (в районе, городе);
- вносит предложения о поощрении наставников;
- организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.
10. Ответственность за наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования.
11. Руководитель учреждения образования:
- рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества;
- создает необходимые условия для совместной работы молодого педагогического работника с закрепленным за ним наставником;
- осуществляет контроль над ходом обучения;
- совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника.
12. В учреждении образования могут применяться формы наставничества:
- индивидуальное наставничество – наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник;
- групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников;
- коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных педагогических работников);
- коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников.
14. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
15. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю учреждении образования.
16. Результаты обучения молодых педагогических работников заслушиваются на совещании при руководителе учреждения образования.
17. Молодой педагогический работник должен быть уведомлен о рекомендациях, вынесенных комиссией.
Деятельность наставника
18. Требования к подбору наставника.
Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, который:
- знает специфику деятельности учреждения образования и ее традиции;
- владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагогического работника;
- имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении образования, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
19. Наставник имеет право:
- осуществлять обучение молодого педагогического работника в оговоренные сроки;
- требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
- ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю учреждения образования о поощрении молодого педагогического работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- с согласия руководителя учреждения образования привлекать для обучения молодого педагогического работника других педагогических работников;
- участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника;
- ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.
20. Наставник обязан:
- разработать совместно с молодым педагогическим работником индивидуальный план наставничества;
- ознакомить молодого педагогического работника с целями и
- задачами деятельности учреждения образования, условиями труда, основами корпоративной культуры;
- ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка:
- проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника;
- личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника.
21. Ответственность наставника:
- наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагогического работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в учреждении образования.
22. Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого педагогического работника за период обучения.
Права и обязанности молодого педагогического работника
23. Молодой педагогический работник имеет право:
- обращаться за помощью к своему наставнику;
- вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;
- участвовать в обсуждении результатов наставничества: выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.
24. Молодой педагогический работник обязан:
- знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;
- исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;
- соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым педагогическим работником, индивидуальный план наставничества.
Система морального и материального стимулирования наставников
25. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается надбавка в размере, определяемым руководителем учреждения образования по согласованию с профкомом.
26. Размер надбавки может изменяться приказом руководителя учреждения образования, по согласованию с профсоюзным комитетом, в связи с качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого педагога.
Составила заместитель директора
по учебно-воспитательной работе В.И.Ерошик
|