«Внедрение модели военно-патриотического воспитания
учащихся в открытом образовательном пространстве»
Сроки реализации: 2023 – 2026
Цель: формирование интереса и положительной мотивации к изучению прошлого своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями
Задачи:
- развить интерес к изучению родного края;
- воспитать любовь и привязанность учащихся к малой родине, пробудить интерес к родной культуре;
- сформировать представление учащихся о месте Отрадного в истории, литературе, культуре;
- расширить и обогатить знания учащихся через изучение родного края;
- развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом.
Мы должны показать нашим детям, что, как бы ни сложилась их жизнь в будущем, у них есть дом, есть малая родина, где они всегда найдут утешение и почувствуют незримую поддержку от этой земли.
А. Г. Лукашенко
Одним из основных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с Кодексом является обеспечение деятельности учреждений образования, по воспитанию обучающихся, по формированию у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни.
Цель гражданского и патриотического воспитания, как и всего воспитательного процесса, детерминирована интересами общества. В Республике Беларусь на уровне государственных документов определены приоритеты воспитания: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Статья 54 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».
Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. В нашей республике оно осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в Беларуси работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Воспитание гражданственности и патриотизма – это не школьный предмет, это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные со взрослыми дела и проекты, а так же реальное участие в жизни своей деревни, города, страны в целом. Необходимо всю систему школьного воспитания сориентировать на ребенка как на личность – полноправного Гражданина своей страны.
Министерство образования Республики Беларусь, районные органы управления образованием, учреждения общего среднего образования реализуют в воспитании системный подход, основанный на принципах непрерывности и преемственности, межведомственном сотрудничестве. Открытость и вариативность воспитательных систем, их личностно-ориентированная направленность, гуманизация образовательного процесса являются характерными отличительными чертами современной системы воспитания.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который включает в себя в первую очередь знания, на их основе формируются ценности, уважение, проявляющее в действиях, поступках. В работе мы будем расширять кругозор учащихся, развивать познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности, формировать практические и интеллектуальные умения.
Патриотизм (от греческого — родина, отечество) — это любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность человека, верно, служить своей стране и защищать ее. Он представляет собой социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к своему отечеству, готовность достойно выполнить свой гражданский и конституционный долг. Патриотизм конкретен, направлен на реальные объекты, отличается деятельным характером, является нравственной основой жизнеспособности государства, проявляется на личностном уровне как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его нравственных идеалах, нормах поведения, и на макроуровне — как та часть общественного сознания, в которой отражается отношение к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе ценностей. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания, целенаправленной деятельности социальных и государственных институтов. В силу этого патриотическое воспитание чаще всего трактуется как развитие интегративных качеств личности, позволяющих человеку осознавать себя социально-состоятельным, нравственно зрелым, дееспособным, строить все свои действия на основе любви к Родине, стремлении к защите собственных интересов и интересов других.
Военно-патриотическое воспитание рассматривается в качестве составной части патриотического воспитания и в этом контексте определяется как формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, его историческое и культурное наследие, предполагает вооружение их знаниями о традициях, утверждение в сознании патриотических ценностей, гражданских взглядов и убеждений, выработку умении и готовности к выполнению своего гражданского долга.
По итогам многолетних исследований можно констатировать, что формирование национального самосознания учащегося происходит только тогда, когда он воспринимает себя личностью, которая уважает свой народ, любит родную землю, стремится изучить историю и культуру своего народа, протянув незримую нить к собственным истокам. Культура и искусство всегда являлись движущей силой развития общества. Без них невозможно сохранить историческую память народа. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего. Важно понять, ощутить связь времён, почувствовать сопричастность к традиционной культуре народа, осознать себя в этом мире – кто мы есть на самом деле.
Изучение родного края – это необходимая предпосылка культурного развития каждого молодого человека. Знания о малой родине формируют у него чувства привязанности к земле, на которой он родился. Со временем это чувство распространяется и на всю его страну, которую он начинает воспринимать как Родину.
В работе мы будем опираться на такие понятия:
1) Внеклассные мероприятия – это система неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.
2) Патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее.
3) Краеведческий материал – это сведения, собранные краеведами по разным источникам о родном крае, его истории, населении и культуре.
4) Воспитание – это целенаправленный процесс формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни.
Поэтому основная идея образовательного проекта состоит в формировании активной гражданской позиции и патриотизма обучающихся в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и структур на основе механизмов социально-педагогического партнерства.
Новизна образовательного проекта заключается в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и др.) с целью выработки и реализации единых подходов в формировании активной гражданской позиции и патриотизма обучающихся на основе основных положений и принципов государственной идеологии.
Реализация данного проекта позволит:
-повысить интерес всех участников педагогического краеведческого проекта к истории, традициям и обычаям родного края;
-создать эффективную систему туристско-краеведческой работы в учреждении образования, направленную на формирование у подрастающего и молодого поколения патриотического сознания и гражданских качеств личности, чувства гордости и уважения к своей Малой родине;
-разработать буклеты о родном крае, методические рекомендации;
-принимать результативное участие в исследовательской деятельности,
в конференциях и конкурсах по краеведению.
Разработать презентации, проекты, творческие работы по темам:
«Моя семья» или «История моей семьи в истории деревни», «Памятник героям», «Жизнь замечательных людей», «Памятный день нашей семьи».
Провести благотворительные акции: «В школу с добрым сердцем», «Чудеса на Рождество», «От сердца к сердцу»; пионерские тематических сборов «Юные защитники Отечества», «Дорогами побед, дорогами мужества», уроки памяти «А память священна», митинг у братской могилы «Мы в памяти храним героев имена», операции «Сохраним памятник» способствуют изучению истории родного края, боевых подвигов белорусского народа, посещению мест былых сражений, сбору сведений о земляках, которые прославились, защищая Родины.
раскрыть » / « свернуть